Bondar 

Бондарь Татьяна Геннадиевна,

первая заведующая детским садом № 3 «Катюша»


В сентябре 1984 года УКС Горисполкома г. Якутска заканчивал строительство и готовил к сдаче детский сад на 280 мест в районе рабочего городка.

Я работала методистом в детском саду № 3, затем в детском саду № 8. В городском отделе образования мне предложили пойти на заведование вновь открывающегося детского сада. На этот момент мне было 40 лет. Возраст подходящий, ещё было желание сделать что-то серьёзное в жизни, и я приняла это предложение.

С позиций сегодняшнего дня это было «безумство храбрых». Проблем и трудностей было невероятное множество. Здание детского сада на стадии строительства дало трещину, поэтому уже в построенном здании велись укрепительные работы. Постоянно специалисты института мерзлотоведения вели наблюдение за тем как ведут себя сваи. Параллельно комиссии принимали здание, а строители ликвидировали массу недоделок: то кровля протекала, то трубы рвались по швам, то вентиляцию не могли завести… И в то же время все подгоняли, чтобы здание скорее вводилось в эксплуатацию, а все дефекты устранялись по ходу дела.

Одновременно завозилось оборудование пищеблока, прачечной, мебель. Всё это надо было монтировать, собирать, перевозить с баз, устанавливать. Завхоз, которая была принята до моего назначения к этому времени ушла в декретный отпуск и все хозяйственно-бытовые работы легли на мои плечи. Трудности были невероятные: зима, холод, всё надо было завозить с баз, а затем разгружать и заносить в здание – кем? Всё теми же воспитателями и нянями. Где-то, к концу ноября в начале декабря был подписан акт сдачи с перечнем работ, которые строители должны были устранить в первый год эксплуатации здания.

Здание детского сада по тем временам в таком варианте было единственным. Большие групповые комнаты, раздельные туалеты для мальчиков и для девочек, два музыкальных зала, рекреации и огромная площадь третьего этажа – прогулочные веранды. Это всё вдохновляло на то, чтобы лучшим образом освоить его для будущих воспитанников.

Стала собирать коллектив работников. В это время 12 детский сад закрылся на капитальный ремонт и всех сотрудников направили в наш детский сад. В городе закрывались деревянные детские сады (2, 9) и воспитатели также переходили работать в наш детский сад. Было много выпускниц педагогического училища № 2. Хочется вспомнить первых воспитателей: Вассар Лидию Фёдоровну, Оболкину Екатерину Алексеевну, Егорову Агафью Ивановну, Бикулову Ольгу Ивановну, Чинью Ларису Николаевну, Старостину Елену Олеговну, Татьяну Афанасьевну, Татьяну Петровну, Долгих Наталью Николаевну, учителя-логопеда Худенко Наталью Николаевну.

Всем коллективом готовили группы к приёму детей: шили полотенца, шторы, покрывала. Вся мебель была новая, хотелось всё сделать в соответствии с требованиями времени: добротно, практично, эстетично. У всех был дух творческого подъёма, здоровой конкуренции. Детский сад готовился к встрече воспитанников.

Наконец, через 2, 5 месяца упорного труда детский сад открылся. Началось комплектование групп. Надо отметить, что этот детский сад был настолько долгожданным, первым в районе рабочего городка, что принять всех желающих было невозможно. ГОРОНО нас так загрузило, что в группах было по з8 – 40 детей. Детский сад работал со страшной перегрузкой. Ежедневно подписывали меню на 370 – 380 детей вместо 280.

В детском саду была открыта речевая группа и группа обучения и воспитания детей на якутском языке. Детский сад зажил своей беспокойной и шумной жизнью с февраля 1985 года со своими буднями и праздниками. Этот год был годом знаменательных событий. В мае страна праздновала сорокалетие победы, в этом же году проходила в Москве летняя олимпиада. Педагогический коллектив принял решение присвоить нашему детскому саду № 3 имя «Катюша» и эмблему олимпиады. А я, в тайне, и в честь моей дочери – Катюши.

Первая зима показала, что на первом этаже некачественно выполнены утеплительные работы, в группах местами промерзали полы. Пришлось приложить массу усилий для того чтобы вернуть строителей и устранить брак в их работе. Летом были вскрыты все полы на первом этаже, уплотнён газобетон, и проложен дополнительный слой утеплителя между деревянными полами. Это дало возможность сделать нормальный тепловой режим.

Силами коллектива детского сада и родителей проводилось озеленение участков, высаживали деревья и кустарники, благоустраивались групповые прогулочные площадки, спортивные площадки, высаживались цветники. Была теплица и у каждой группы грядка, где воспитатели проводили с детьми работу по выращиванию растений, уходу за ними и наблюдениями за их ростом и развитием. Озеленение проводилось и в зимнем саду на третьем этаже. Было высажено множество комнатных растений. Проводились конкурсы на творческое оформление приёмных, зонирование групповых комнат.

Но уже через год начались проблемы с кадрами. Работники 12 детского сада ушли в свой отремонтированный сад, молодые воспитательницы стали уходить в декретные отпуска и проблема кадров стала очень остро. Приходилось принимать на работу людей с любым высшим образованием. А детей меньше не становилось. Направления в детский сад писались круглый год.

В 1989 году, после выпуска детей в школу двух подготовительных групп, я попросила не комплектовать детский сад, дать возможность привести количественный состав детей в группах хотя бы до 30 детей. На что инспектор Октябрьского РОНО Тэн В. П. ответила отказом, заметив, что укомплектуем без вас.

Я приняла это как приглашение к отставке. И в августе 1989 года уволилась переводом в детский сад № 88, где работаю в настоящее время учителем-логопедом.